03.10.2012

Использование ноутбука для живых выступлений

Live & Dangerous

Автор: Дэвид Глэспер

Есть множество проблем, присущих применению компьютера в такой щепетильной ситуации, как живое музыкальное исполнение, чтобы суметь использовать его возможности на благо музыки частично или полностью, если на то пошло. Я собираюсь сосредоточиться на некоторых из наиболее распространенных трудностей, с которыми вы можете столкнуться, и, опираясь на свой тяжело завоеванный опыт, постараюсь помочь вам справиться с ними.

В течение нескольких лет я использую ноутбук с программным обеспечением Ableton Live в качестве части группы с различными видами гитар для обеспечения партий баса, ударных и того, что я хотел бы назвать "шумом". В ходе этой работы, я пережил много бед, как личных, так и технических, и теперь я собираюсь представить плоды моих несчастий в виде практических советов. Не волнуйтесь, я буду придерживаться только технической стороны.

You've Got The Power (надеюсь)

Я помню, как несколько лет назад услышал от человека, которого я могу описать как типичного звукооператора (конский хвост, разгрузочный пояс с рулоном изоленты, фонариком и кожаным чехлом для мобильного), что во время живых выступлений необходимо работать на компьютере только от аккумуляторных батарей. Смысл этого заявления, я полагаю, в том, что источники питания на большинстве маленьких площадок, как известно, ненадёжны, и подключение компьютера к сети, скорее всего, немедленно поджарит его скачками напряжения или чем-то подобным.

Не знаю, есть ли хоть доля правды в этой теории, но я послушно выполнял это условие на протяжении нескольких лет - пока аккумулятор моего ноутбука не начал выходить из строя... Я часто вспоминаю случай, когда неожиданно обнаружил, что аккумулятора не хватит до конца концерта. Это произошло за 20 минут до окончания получасового сета (менее чем за минуту до того, как мне было показано предупреждение, что заряда батареи осталось минут на 10) и заставило меня отчаянно ползать в темноте в поисках источника питания в то время как остальные участники группы пытались продолжать выступление, насколько они могли без барабанов (подробнее об этом чуть позже).

С тех пор я подключал свой ноутбук к сети на каждом концерте и теперь могу с уверенностью сказать, что, отыграв на большинстве из самых худших площадок Великобритании (особого упоминания заслуживает Attic в Лестере...), мой компьютер никогда не был поджарен скачком электроэнергии. Также я никогда не испытывал никаких проблем с контуром заземления. Это эмпирическое доказательство, так сказать. Во всяком случае, что выглядит лучше? Отчаянное ползание вокруг, пытаясь найти розетку или компьютер, взрывающийся на сцене? (Если вы выбрали первый вариант, то вам явно нечего делать в группе.)

Игра с живыми музыкантами

Сцена отсчёта. Темп песни установлен ​​в мастер-панели и имеется одна панель Clip для петли партии барабанов, используемой в качестве вступления/отсчёта.

«Реальные музыканты» являются проклятием и благословением для музыканта с ноутбуком. С одной стороны, они могут дать вам ощущение живой непредсказуемости, чего вы никогда не достигнете при помощи одного лишь компьютера, а с другой стороны, они могут завалить всё предприятие, повергнув его в хаос. Как я полагаю, это лишь две стороны одной медали, на самом деле. Ах да, и они удобны, если вы не хотите выглядеть как Kraftwerk, Orbital и т.д...
Самым сложным для живых исполнителей при игре с ноутбуком является то, что они всё время должны следовать за ним, и подстраивать под него свой темп, особенно, (и, видит Бог, это должно быть очевидно), если ноутбук отвечает за ударные. Поскольку все заинтересованы в этом, то вы будете нуждаться в отсчёте, и, если вы не хотите сделать своё выступление скучным, вам захочется чего-то получше, чем четыре удара малого барабана.
Я всегда использую вступление любой песни лайв сэта в качестве отсчета. Таким образом, первая сцена содержит все, что я использую для задания счёта (ударные, клавишные, иронический ковбелл) и темпа песни в мастер-панели справа. Мне удалось установить, что должным образом подготовленные музыканты среднего уровня вполне могут воспринимать максимально короткий отсчет в один удар (т.н. бум-крэш: старт). Однако куда лучше будет дать им хотя бы один целый такт (если не два), чтобы настроиться и подготовиться к происходящему.

Пожалуй, самая важная вещь, которую следует учесть, готовясь к концерту с живыми музыкантами, это то, что вы и они будете делать, если ноутбук внезапно откажет.

Всё что вам нужно - это резервный план. Когда музыка останавливается (или продолжается, оставив вас с вращающимся индикатором загрузки, который вы никоим образом не можете контролировать или остановить), вы будете нуждаться минимум в двух минутах, чтобы перезагрузить компьютер, снова открыть Live, загрузить сэт, который вы играли и продолжить его с нужного вам места. На самом деле, лучше сделать это за три минуты. По крайней мере...
Так что же ваши коллеги должны делать в то время, пока это происходит? В моей группе, они играли песню под названием 'Crash'. 'Crash' являлась импровизацией для двух гитар со всевозможными шумами педалей эффектов и безразборной ударной партии. Певца в это время можно было найти валяющимся на сцене. Это длилось так долго, насколько необходимо, и, как правило, начиналось мной громкими хлопками в ладоши, а затем криками гитаристу вроде: «Всё, п***ец! Играйте 'Crash' Аааргх!», прежде чем спокойно вернуться на своё место, чтобы реанимировать свой окровавленный компьютер. С тех пор манипуляции с компьютером непосредственно на сцене являются одним из моих самых любимых занятий. Я могу сказать, что за более чем 100 выступлений, мы играли 'Crash' пять раз. Один концерт из 20 - не очень хорошая статистика. Так что работайте над тем, что собираетесь делать, когда все пойдёт не по плану, и пытайтесь репетировать это снова и снова.

Нажатие кнопки RAM загружает сэмпл в оперативную память компьютера.

Наконец, я хочу рассказать вам поучительную историю о пиве. Как музыкант вы знаете, что пиво является вашим другом. Оно было рядом с вами и в хорошие времена и в плохие, в качестве поддержки, в качестве награды, а иногда и в качестве обезболивающего. Очевидно, это было бы глупо идти на сцену без пинты пива в руке и, по крайней мере, еще трёх внутри вас, но абсолютно в последнюю очередь пиво должно быть внутри вашего компьютера. Оно липкое и делает компьютеры мертвыми. Быстро.
Я хорошо знаю это, потому что мой последний компьютер стал жертвой пива. Около трех лет назад, перед большим количеством людей, которые приехали, чтобы увидеть модную тогда инди-группу, которую мы разогревали, мой ноутбук был внезапно уничтожен пинтой пива. Я даже не знаю с чего начать. Мы отыграли примерно половину первой песни, как вдруг на моем ноутбуке оказался стакан. И пиво. Много-много пива. В этом клубе был балкон, и я сначала подумал, что кто-то бросил его, но потом я осознал страшную правду: это была моя собственная пинта пива. Она упала с верхней части колонки АС рядом со мной, примерно с высоты моего роста, прямо на клавиатуру компьютера. Как ты могло предать меня пиво, как? После всего того, что мы прошли вместе! Да, там было громко - так громко, что экран моего компьютера казался размытым от вибраций - и динамик АС, должно быть, опрокинул пинту... Наконец, я был вынужден признать, что это было не очень хорошей идеей, поставить полную пинту пива на акустическую систему и что на самом деле это было только моей собственной ошибкой.

Скверное чувство
Ноутбук, как музыкальный коллектив на Титанике, продолжал играть, в то время как он тонул. Полностью потеряв контроль, я ничего не мог сделать, чтобы остановить его, и, как только остальные члены группы закончили песню, я вытащил шнур из гнезда аудио выхода, чтобы убить звук. После этого, экран потемнел и компьютер отключился, чтобы никогда больше не включится снова. Это было даже не время играть 'Crash', концерт был просто окончен. Короткое, язвительное замечание в микрофон, и мы ушли со сцены.
Так делать нельзя, и я действительно хочу ещё раз подчеркнуть это, держать пиво рядом, вблизи или непосредственно над вашим компьютером. Поставьте его на пол, поставьте его на чужой усилитель, но ни в коем случае не ставьте его рядом с компьютером. Катастрофа, которую я только что описал, обошлась мне в £ 1300, плюс еще £ 1300, чтобы купить новый компьютер в замен старого. Стоимость пинты пива: £ 2603! И даже не было взрыва!

Неловкие паузы

Одной из самых неудобных, но легко исправимых проблем при использовании Ableton Live в живом выступлении, это подвисание сцен при попытке их запуска. Обычно это всего доли секунды, но если вы играете с другими людьми, это – катастрофа, не меньше, потому как это, кажется, всегда происходит либо сразу после отсчёта, либо перед длинным припевом.
Ableton Live имеет специальную функцию для защиты вас от этого несчастья: в виде Clip, есть кнопка RAM, чуть выше ползунка Gain Clip. Нажатие этой кнопки означает, что клип будет загружен в оперативную память компьютера, а не пойдёт потоком с жесткого диска, и, следовательно, будет проигран без задержки. В таком случае может показаться разумным загружать каждый клип в ОЗУ перед началом сета, но тогда вашему компьютеру не хватит памяти для выполнения других операций... К счастью, рабочий компромисс может быть достигнут всего-то путем загрузки клипов из первых сцен в оперативную память (я обычно делаю первые две песни из сета, потому что я параноик) и оставив остальные на произвол судьбы. По какой-то причине, Live успокаивается, и весело играет оставшуюся часть сета без подвисаний.

Галерея
imgs: